Реабилитация и психотерапия

Процесс реабилитации проходит в несколько этапов:

Мотивационный (выявление уровня мотивации пациента на долгосрочную реабилитацию);

Адаптационный и интеграционный (создание терапевтической среды для пациента);

Стабилизационный;

Поддерживающая терапия.

Программа реабилитации включает в себя следующие мероприятия: индивидуальное консультирование, психотерапевтические группы, арт-терапию, милье-терапию, ипповенцию, гельштат-терапию, кино-терапию, психодрама-терапию, профориентацию.

После того, как пациент пройдет начальное обучение в мотивационном  блоке, процесс реабилитации идет намного легче и эффективнее, так как он уже знает, чем он будет заниматься. Информация, собранная психологом на мотивационном этапе, помогает специалистам подобрать более эффективную программу для каждого пациента индивидуально.

Психотерапевтическая группа – это группа, в которой психотерапевтические методы направлены на реализацию улучшения самопонимания и самопознания, уточнение своих жизненных целей, направления и способов желаемых изменений. В этом смысле к психотерапевтическим можно отнести не только группы, стремящиеся к достижению лечебных, коррекционных целей, но и различные группы самопомощи, совершенствования личности, развития самосознания, решения проблем, модификации поведения.

Арт-терапия – это форма психотерапии, специализирующаяся на исскустве, в первую очередь-на изобразительном. Рисунок в арт-терапии-способ познания и особый вид коммуникации, уникальный способ избежать внутренней цензуры: сообщение о себе того, на что не отважился бы словом.

Терапевтический метод милье-терапия (терапия особой лечебной средой), в которую вовлечен весь персонал реабилитации. Это поддерживающая, принимающая и стимулирующая к развитию здоровых компонентов личности среда, которая, раскрывая резервы, помогает пациенту справится со своими проблемами и проявлениями болезни.

В ипповенции можно выделить два направления: психотерапия и личностное развитие.   Мероприятия по ипповенции проходят как при групповых, так и при индивидуальных формах взаимодействия.Виды взаимодействия с лошадьми, которые используются на занятиях: установление контакта (тактильный контакт со свободной лошадью, кормление); чистка лошади и уход (тактильное взаимодействие, контакт, общение и управление); управление лошадью «на земле» (игровые упражнения, включающие вождение в поводе и без него, другие формы взаимодействия без верховой езды); верховая езда (психотерапевтическое обучение верховой езде); вольтижировка.Сессии обычно длятся около 60-90 минут и проводятся квалифицированным специалистом-психологом с опытом обращения с лошадьми (или специалистом – психологом в тандеме со специалистом по лошадям). Также мы включаем в занятия психодиагностику происходящих изменений и арт-терапевтические методы развития личности и психотерапии.

Слово «гештальт» пришло к нам из немецкого языка  (gestalt). В словарях в качестве перевода вы найдёте: форма, целостная форма, структура, образ и т.д. Наиболее понятным  является определение гештальта как целостного образа, несводимого к сумме его частей. Учёными установлено, что человек воспринимает действительность целостными структурами (гештальтами). То есть в процессе восприятия отдельные элементы действительности объединяются в единый осмысленный образ и становятся ясной целостной фигурой на фоне каких-то других элементов, которые в данный образ не вошли. Цель гештальт-терапии: помочь человеку обрести самого себя, стать аутентичным.

Кинотерапия – это просмотр художественных кинофильмов с последующим обсуждением в группе. Всегда творческий и увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после фильма.

Цель данной программы – снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе, повышение коммуникативной компетентности участников. Основными направлениями программы являются оптимизация психологических контактов; решение личностных проблем; повышение реабилитационного потенциала участников. Данная технология используется в реабилитационных группах дневного пребывания и психологическом клубе «Познание». Кинотерапия – метод психотерапии, предполагающий просмотр фильма и последующую работу с психологом. Занятия по кинотерапии способствуют переоценке жизненного опыта, снижению уровня одиночества, депрессии, тревожности. Кино, подобно зеркалу, позволяет увидеть в героях и сюжетах фильма самих себя, своих близких, свои поступки. Оно предлагает взглянуть на проблемную ситуацию со стороны, оценить происходящее, сделать выводы и подталкивает к принятию единственно верного для нас решения.

Психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Весь мир и все происходящие в нем события разделяются для каждого человека на две категории – внешний мир, который отображает все события, произошедшие в реальности, то, что человек способен увидеть, услышать или почувствовать, и внутренний мир – мир, в котором правят чувства человека, его мысли и желания. Внешний и внутренний мир человека не могут обходиться отдельно друг от друга, они тесно взаимосвязаны, и изменение любого из них способно изменить жизнь его обладателя.

Для решения проблем профориентации и трудоустройства, с которыми сталкиваются люди прекратившие употребление наркотиков, предложена комплексная программа трудовой социализации. Важной составной частью программы является участие реабилитантов в проектах временных работ. Программы временного трудоустройства – это предоставление временной работы в сочетании с социально-психологической поддержкой участника работ. Трудоустройство реабилитанта является конечной целью лечебно-реабилитационного процесса и одним из важных показателей качества и эффективности процесса.

Наша цель – ваша здоровая и счастливая семья