Проекты

Подготовка специалистов в сфере профилактики и реабилитации лиц, страдающих химической зависимостью

В настоящее время число зависимых людей катастрофически увеличивается во всем мире, в том числе, и у нас в стране. По данным Всемирной организации здравоохранения в начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими веществами, изменяющими сознание, приняло характер эпидемии. В России, например, около 40% взрослого населения  страдает химической зависимостью. Более того, около 80% подростков имеет опыт употребления наркотиков, а 10% из них уже больны. К этому надо добавить, что увеличивается рост числа семей, так или иначе сталкивающихся с проблемой зависимости и нуждающихся в квалифицированной и своевременной помощи.

Сложившаяся ситуация подкрепляется еще и тем, что медикаментозное лечение избавляет от видимых симптомов, что не затрагивает самой зависимости и является малоэффективным. Для избавления от зависимости требуется помимо лечения физиологических проблем, избавление больного от психологической зависимости от наркотиков.

Наиболее остро на сегодняшний день заявляет о себе проблема отсутствия профессиональных кадров, обеспечивающих комплексную систему помощи в области зависимости. Результаты проведенных опросов в целом показали, что абсолютное большинство специалистов  в области здоровья не знакомо с современными представлениями о природе зависимости и построении процесса выздоровления. Отрицание болезненной природы зависимости в значительной степени свойственно и работникам помогающих специальностей. Оказывается, большая часть специалистов, работающих с зависимыми клиентами, проявляет профессиональную созависимость, что выходит за рамки компетенции своей профессии, обусловленную незнанием этических норм в работе с зависимым субъектом. Современная концепция аддиктивного поведения не освещается в достаточной степени в рамках профессионального образования медиков, психологов, социальных работников и педагогов, занимающихся  профилактикой употребления психоактивных веществ детьми, подростками и взрослыми. Признавая авторитет представителей данных профессий и их влияние на общество  в целом, можно сделать  вывод о необходимости предоставления им адекватных сведений о природе зависимости и реальных возможностях выздоровления.

Актуальным является то, что процесс пополнения знаний опирается на представление о том, что успешная работа при подготовке кадров в области лечения, реабилитации и профилактики зависимостей связана с необходимостью формирования активной личностной позиции специалиста. В ходе освоения основных тем и подходов слушатели получают возможность проникнуться сложностью и социальной значимостью проблемы аддиктивного поведения. Понимание этого аспекта изучаемой проблемы создает прочную мотивационную базу для реабилитационной работы с зависимыми. Формирование независимости, в частности, от  психоактивных веществ, связывается с гуманистическим подходом, предполагающим наличие и возможность активизации позитивных ресурсов в каждой личности.

Введение образования работающих с химически зависимыми, позволит выйти на новый уровень профессионального их лечения, реабилитации и профилактики зависимостей, создаст статус и стандарты профессии, отвечающие мировому уровню, и позволит разработать действенные меры по предотвращению роста эпидемии зависимостей.

Специалисты центра психологической помощи Вектор, помимо работы с лечением зависимых, занимаются также обучением существующих и новых специалистов в области избавления от наркозависимости и алкогольной зависимости.

Специалисты центра Вектор являются участниками ассоциации консультантов по аддикциям. Президентом Ассоциации избран директор  ООО «Вектор» Эдуард Ларионов. 

Задачи подготовки специалистов:

  • удовлетворение современных потребностей общества в специалистах реабилитологах высокой профессиональной квалификации;
  • подготовка специалистов в сфере медицинской, социальной, психолого-педагогической реабилитации и профилактики лиц, страдающих химической зависимостью;
  • восстановление профессиональной пригодности как специалиста с СЭВ (Синдром эмоционального выгорания);
  • определение типов учреждений и форм их взаимодействия в целях профилактики и предотвращения употребления ПАВ (РНД, ФСКН,     реабилитационные центы, образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования);
  • разработка и внедрение эффективных комплексных программ, обеспечивающих раннее выявление, этиопатогенез, систему оказания помощи и интервенцию лиц, страдающих химической зависимостью;
  • разработка и реализация программ, учебных материалов подготовки и повышения квалификации кадров.

Проблема профессиональной этики в работе с зависимыми лицами.

Проблемы профессиональной этики и ее составной части деонтологии в сфере оказания помощи зависимым, склонным к аддикциям, базируются на профессиональном кодексе психолога.   Данные аспекты ориентированы на зависимых, так как и в области медицины и психиатрии их рассматривают как больных пациентов.

Для “алкоголиков”, “наркоманов” и “токсикоманов” статус медицинского больного, хотя формально и признается, но в действительности при этом предполагаются такие многочисленные оговорки и изъятия, могут ставить наркологических больных по сравнению с соматическими, неврологическими и даже психически больными в положение двойственное и противоречивое.

“Алкоголик” и “наркоман” может называться больным, но в, то, же время он как бы и не больной, поскольку, с точки зрения обывателя, он сам виноват в своей болезни, ведь его же никто не заставлял пить, или принимать наркотики? Более того, распространено мнение, что он получает удовольствие от своей болезни, так как, несмотря на очевидные негативные ее последствия для него, продолжает пить (принимать наркотики), тем самым постоянно усугубляя болезнь. Поэтому он должен и отвечать за свою вину, и нести на себе весь груз последствий своего поведения.

Но, несмотря на все нюансы, зависимые лица нуждаются в квалифицированной помощи, и эта помощь должна исходить от лиц, которые строго придерживаются этических норм и правил.

Общие аспекты этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:

  1. Профессиональную солидарность;
  2. Особое понимание долга и чести;
  3. Особую форму ответственности.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил оказания помощи специалистом с учетом особенностей его профессиональной деятельности.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного опыта в сфере лечения зависимых, позволяющих эффективно повысить результативность взаимодействия.

В ходе взаимодействия необходимо знание психологических особенностей зависимых, закономерностей общения с ними в индивидуальных формах, а также групповых.

Постоянное накопление различных психокоррекционных методик и их апробация. В случае сомнений по применению методик, необходима консультация более опытного специалиста.

Уважение личного достоинства и индивидуальности. Стремление направлять свою деятельность в доброжелательное русло, быть корректным в общении с коллегами и клиентами. В этом направлении можно выделить ряд важных аспектов:

  1. Неприемлемо личное и тесное взаимодействие с бывшими зависимыми в течение года после выписки;
  2. Строгое соблюдение конфиденциальной информации о болезни, а также порицание обсуждения личности врача или специалиста клиентами;
  3. Лечебная информация доступна только специалистам, работающим с данным зависимым;
  4. Строгий дресс-контроль персонала клиник, центров реабилитации и центров психологической помощи.

Проблема профессионального развития работающих с хим зависимыми.
На данный момент не существует в государственном реестре специальности консультанта по химической зависимости, поэтому его функции могут выполнять врачи и младший медперсонал, психологи, лица с дипломами социальных работников и бывшие пациенты, имеющие как минимум один год ремиссии в программе выздоровления и прошедшие специальную стажировку на базе центров реабилитации.
Следует отметить, что в России консультант как профессия имеет весьма неопределённый статус. Где они получают образование? Вопрос звучит риторически. Встречаются ситуации, когда консультантами работают люди, имеющие год трезвости, или и того меньше. Процесс и качество оказания необходимой помощи и поддержки такими консультантами остаются сомнительными. Малый срок лечения и призрачное ощущение выздоровления вызывает желание оказывать помощь, но при этом сам молодой «консультант» испытывает значительные затруднения и нехватку знаний. В общем, ситуация непростая и во многом абсурдная.
И при всём этом есть консультанты, которые вопреки всему оказывают весьма серьёзную и реальную терапевтическую помощь многим хим. зависимым, действуя по большей части интуитивно, без необходимой терапевтической поддержки и супервизии.

Проблема навыков мотивации химически зависимого субъекта.

Основные направления сфер деятельности работающего с зависимым:

  • индивидуальная работа над мотивацией на начальном этапе выздоровления;
  • психодиагностика состояний, свойств личности пациента с последующим ориентированием на выздоровление.

При этом важно подчеркнуть, что любая психодиагностика должна предваряться тщательной мотивацией на выздоровление, основой успеха которой является понимание самого социального работника, зачем он проводит то или иное исследование и какую помощь он может оказать, имея недостаточную информацию о клиенте.

И в заключение, хотелось бы напомнить какую ценность представляют собой работники данного направления деятельности. Ценность определяется тем, что нехватка теоретических знаний подкрепляются знанием протекания болезни изнутри и работники остро нуждаются в пополнении багажа знаний.

Этому может способствовать прочный тандем обмена опытом теоретиков и практиков.

Вышеназванные аспекты являются лишь малой толикой еще многих не обозначенных проблем.

Список литературы:

1.Материалы итоговой научно-практической  конференции. Министерство Образования и науки Республики Татарстан ЧОУ ВО «Академия социальная образования» ФГБНУ институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.: Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в условиях поликультурного образовательного пространства. ; Казань -2015; стр.284

ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С «АКАДЕМИЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Проект индивидуального сопровождения подтвердил свою эффективность в работе нашего кабинета психологической поддержки зависимых и их родственников. Впервые проект был интегрирован нашими специалистами в годы работы на базе Республиканского Наркологического Диспансера при Министерстве Здравоохранения Республики Татарстан на основе приказа №302 от 02.12.2013.в направлении реабилитации наркозависимых. Почти за год работы с декабря 2013 по ноябрь 2014 по данному проекту было реабилитировано и имеют устойчивую ремиссию 36 человек клиентов кабинета. Больше 100 человек прошли первичную консультацию в кабинете и были госпитализированы.

На данный момент почти тем же составом специалистов мы продолжаем двигаться в том же направлении, но уже не на базе РНД МЗ РТ, а самостоятельно. Наша организация называется «ВЕКТОР» в сотрудничестве с ЧОУ ВО «Академия социального образования», и несколькими лечебными клиниками занимающимися лечением наркомании и алкоголизма, мы продолжаем двигаться и развивать свою деятельность. Нашим главным направлением является, первичные консультации, индивидуальные работы с клиентами, реабилитация и социальная адаптация лиц страдающих наркоманией и алкоголизмом. Нашей основополагающей и главной целью является ваша счастливая и здоровая семья.

Есть некоторые реализованные проекты, например: курсы повышения квалификации специалистов в сфере наркологии по циклу «Аддиктология»  на базе ЧОУ ВО «Академия социального образования». Также нашими специалистами проводятся различные мероприятия по профилактики наркомании и алкоголизму. Проводятся работы по профессиональной деформации в различных реабилитационных центрах. Первично-информационные лекции о вреде употребления ПАВ в острых отделениях детоксикации .